Исламская психология

Наше время можно смело назвать веком психологии. Каждый второй активно оперирует такими терминами как подсознание, детские травмы, депрессия. У каждого третьего есть список любимых психологов, которых он ежедневно читает, смотрит и слушает. Люди получают знания, изучают себя. И это хорошо.

Стоит заметить, что психология появилась совсем недавно, в 19 веке отделившись от философии. Также стоит заметить, что развивалась и продвигалась она западными учеными, на теориях которых выстроены все современные психологические практики. Главное же, что объединяет подход каждого из них – это полное отсутствие участия Бога в душевных процессах человека. Именно в то время запад практически полностью вычеркнул религию из повседневной практики. С популяризацией атеизма вера в Бога стала немодной. И это создало огромную духовную пустоту в сердцах людей. На этой почве психология стала развиваться с бешенной скоростью. В какой-то мере психология заменила людям религию. Ведь это тот же фокус – душа.
Дословано с греческого “психо” означает – душа, а “логос”- наука. Так, душа человека стала предметом научного изучения. Душа. Существование которой атеизм в принципе ставит под вопрос.

Всевышний говорит в Коране:
“Они станут спрашивать тебя о духе (или душе). Скажи: Душа – от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало”. (17, 85)

Ниже отрывок из тафсира к этому аяту:
“Ни один человек не способен описать душу или ее сущность. И в этом нет необходимости, тем более что многие люди лишены знаний, в которых нуждаются все творения. Вот почему Аллах повелел Своему посланнику сказать тем, кто станет расспрашивать его о душе, что душа является одним из многочисленных творений, которые возникли по воле Аллаха. Знание о тонкостях души не принесет людям большой пользы, тем более что люди не ведают о других более важных вещах.”

Это немного странно. Наука, которая изучает то, о чем Аллах почти не дал знаний в этом мире. И действительно, всё, что имеет сегодня психология – это теории, основанные на наблюдениях и опытах. Это основа. Мы не найдём однозначных фактов, аксиом и терминов. Проводя параллели с религией, укажем, что основа изучения души в исламе – это откровения от Создателя, которые для верующего выступают истинными фактами.

Безусловно, психология содержит в себе пользу. Многие методы работают, души излечиваются. Казалось бы, в чем предмет проблемы. Однако, не упускаем ли мы что-нибудь? Мое стойкое мнение, что упускаем, и очень много.

Изучение души есть неотъемлемая часть нашей религии. А излечение души – это один из главных фокусов мусульманина. Ислам предосталвяет все инструменты и инструкции по обретению душевного здоровья. Ведь если Всевышний и скрыл большую часть этих знаний, то крупицы истинной информации об устройстве нашего подсознания должны быть открыты через Его откровения. Эта сфера знаний в исламе достаточно глубока, чтобы иметь представление о душе, ее болезнях и необходимом лечении.

Итак, взгляд на болезни души через призму религии несколько другой. Депрессии, мании, фобии, травмы, созависимость, тревожность, лень и тд – все они имеют основу в отдалении сердца от Аллаха, в той или иной степени. От этого совершенно разный подход к лечению. Как уже было упомянуто, главное отличие психологического подхода, в том, что психология исключает божественное вмешательство в решении проблемы. Например, как верующие, мы убеждены, что даже мольба сама по себе уже обладает силой менять характеры и судьбы людей. А для полного излечения предписано увеличивать степень поклонения, пока это излечение не произойдет.

Посмотрим на хадис под этим углом. Это хадис кудси, что значит, что он содержит слова Аллаха:
“Мой раб будет стараться приблизиться ко Мне, совершая добровольное поклонение, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить. И если он попросит Меня, Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его.”
Неужели в таком состоянии у верующего останется место для душевных проблем?

Главная душевная проблема человечества – это ослабление связи с Создателем. К сожалению, современная психология, превратившись в прибыльную нишу для бизнеса, теперь лишь этому способствует. Обилие рекламы и конкуренция побуждает специалистов придумывать все более изощренные методы привлечения к себе внимания общества. На этой волне родилось новое понятие – “исламский психолог”. Какую терапию поразумевают исламские методы лечения? Рукия, зикры, пост, дуа, садака. А впредь этого – глубокое разьяснение единобожия. Современный исламский психолог же по сути является обычным психологом, по стечению обстоятельств оказавшимся мусульманином. Используются те же техники, что и для светского общества. Лишь отфильтрованные от харама. Психоанализ, транзактный анализ, психодрама, НЛП, телесная терапия, медитации, аффирмации, дыхательные техники и тд и тп. Они, безусловно, могут вам дать желанный эффект. Но вопрос в выборе, понимаете? Зачем брать что-то, когда у вас есть нечто значительно лучшее?

Исламские ученые обьясняют эти тенденции слабой верой:
“Поскольку вера большинства людей в наши слаба, они менее восприимчмвы к лечению, предписанному шариатом. Поэтому люди в наше время стали больше полагаться на физические лекарства, чем на лекарства, предписанные в шариате. Но когда вера человека сильна, виды лечения, предписанные в религии, полностью эффективны и работают даже быстрее, чем современные методы.”

Вопрос в выборе. Понимаете?

Желаю всем здоровья. Душевного и физического.